Подготовиться к размещению проекта на краудфандинговой платформе и к питчингу перед экспертным жюри командам помогали менторы. Каждая команда минимум дважды проводила очные встречи со своим ментором: за февраль и март было проведено более 100 встреч с руководителями и специалистами ведущих компаний России, таких как ООО «Республика», Junior-projects, QRepublik, TAU Industries, Maximum Education, Varwin Education, IT-ЦЕХ, Дневник.ру, а также с сотрудниками Фонда «Сколково».
В итоге финалистами были объявлены 10 проектов
1. Подкаст «Новостройка. Окно историй», пос. Отрадное, Московская область.
Школьники из поселка Отрадное в Красногорском городском округе придумали и разработали проект «Древности в новостройках». Это подкаст о необычных местах района «Микрогород в лесу». Авторы проекта обеспокоились тем, что жители района ничего не знают об истории и древних местах места, в которое переехали, и предлагают проект, который в виде подкаста познакомит детей и взрослых с историей района и его историческими местами. В случае успеха проект планируют масштабировать и на другие микрорайоны с новостройками.
2. «Умный чат-бот JQ — Junior Questions», г. Владивосток
Команда из Владивостока обеспокоилась тем, что дети порой попадают в сложную ситуацию: их могут обижать в школе, у них могут быть проблемы с незнакомцами или одноклассниками. В таких сложных ситуациях дети часто затрудняются ответить на многие вопросы, а простых ответов на них нет по ряду причин: взрослый может не знать ответа, родителя или учителя нет рядом или ребенок по какой-то причине не хочет задавать вопрос родителю или учителю. Именно поэтому пришла идея создать чат-бота, который будет отвечать на эти вопросы и работать на любой платформе. На данный момент уже создан прототип чат-бота и ведутся переговоры с потенциальными партнерами.
3. «Спорт для всех» (спортивная площадка для детей с ОВЗ), г. Воткинск
В городе Воткинске насчитывается более 400 детей с ОВЗ. Среди них дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Родителями этих детей и неравнодушными добровольцами создана специальная общественная организация, в которой с ребятами занимаются различные специалисты: психолог, дефектолог, педагоги дополнительного образования. Однако, в городе совсем нет адаптированных спортивных площадок для детей с ОВЗ. Этим ребятам особенно необходима двигательная активность, поэтому команда из Воткинска предложила проект такой площадки, которая будет оснащена современными тренажерами для физического развития детей с ОВЗ, а также для общения со сверстниками.
4. «Дружелюбный интернет», г. Новокузнецк
Ученики 4 «Б» класса школы № 112 города Новокузнецка активно занимаются волонтёрством и уже успели принять участие во многих благотворительных акциях. Команда предложила обеспечить доступ к компьютерам и интернет-ресурсам, а также создать курс компьютерной грамотности для пожилых людей и людей с инвалидностью, которые проживают в «Новокузнецком доме-интернате для престарелых и инвалидов». Дополнительное оборудование для компьютерного класса и обучение проживающих интерната компьютерной грамотности позволят им общаться с друзьями и близкими, быть самостоятельными в решении социальных и финансовых вопросов, учиться или работать удаленно, читать, смотреть видео, слушать музыку, играть в игры, участвовать в онлайн мероприятиях.
5. «Книжный шкаф», г. Одинцово, Московская область
Ученики 4 «А» класса Одинцовской школы № 17 предлагают разместить в людных местах своего города, где гуляют мамы с детьми и подростки (детские площадки, парк), оригинальные книжные шкафы, куда жители смогут положить уже прочитанные книги и журналы, а взамен — взять что-то почитать. Такая идея пришла ребятам, потому что в их городе нет ни одной общедоступной библиотеки, и ребята с первого класса обмениваются друг с другом прочитанными книгами. Они даже организовали специальную полку в классе для обмена книгами и теперь хотят, чтобы такая возможность была у всех жителей города.
6. «Скейтпарк», г. Краснодар
Команда из Краснодара разработала проект скейтпарка для своего района, потому что все дети в районе передвигаются в основном на скейтбордах, самокатах и велосипедах, а вот учиться новым трюкам им негде. Поэтому дети зачастую строят самодельные рампы, что небезопасно как для самих райдеров, так и для окружающих. Новый доступный скейтпарк призван решить эту проблему.
7. «Живи, родник, живи!», пос. Красные Ткачи, Ярославская область
Команда учеников из поселка Красные Ткачи предлагает облагородить территорию действующего на территории поселения родника. Родник функционирует круглый год, он не замерзает даже в сильные морозы, и его воду используют для питьевых целей жители всего региона, которые приезжают на машинах с огромным количеством канистр, бидонов, бутылок. Чтобы набрать воды на роднике, надо выстоять огромную очередь. Все из-за отсутствия организации пространства родника. Еще одной проблемой становятся свалки мусора вокруг территории. Команда предлагает установить беседку, лавочки, контейнеры для мусора, лестницу на склон с перилами для спуска к роднику и подъема, освещение, а также отремонтировать подъездную дорогу.
8. «Сортируй на „5“», г. Оренбург
Ученики 3 «Б» класса Физико-математического лицея города Оренбурга в целях привлечения внимания общества к проблеме переработки мусора предлагают образовательный проект, в процессе реализации которого хотят рассказать как можно большему количеству детей и взрослых о том, насколько важно сортировать мусор, и объяснить, как это правильно делать. Для детей, а именно младших школьников, команда планирует проводить обучающие занятия, а для взрослых снимать ролики и размещать информацию в соцсетях, на телевидении, в лифтах. Ребята уверены, что в первую очередь необходимо работать с детьми, потому что они, скорее всего, перескажут своим родителям информацию, которую узнают на занятиях, и смогут убедить взрослых сортировать мусор.
9. «Пожалуйста, не кормите!», г. Сестрорецк, Ленинградская область
Идея проекта команды из города Сестрорецка Ленинградской области пришла ребятам, когда они гуляли по берегу озера Сестрорецкий разлив и увидели белощекую казарку, которая отстала от своей стаи и задержалась на озере до самых морозов. Переживая за ее судьбу, ребята узнали много новой информации, которой захотели поделиться с другими людьми. Оказалось, что кормление водоплавающих птиц наносит больше вреда, чем пользы, по нескольким причинам:
- Кормление лишает птиц необходимости самостоятельного поиска пищи.
- Кормление мешает процессу миграции среди водоплавающих птиц.
- Несъеденная птицами пища привлекает крыс.
- Остатки несъеденной пищи и помет птиц загрязняют водоемы, приводя к разрастанию водорослей.
В рамках реализации проекта команда планирует установить информационные стенды и провести мероприятия, чтобы взрослые и дети узнали, почему нельзя подкармливать водоплавающих птиц.
10. «PROДвижение. Школьная велопарковка», г. Лыткарино, Московская область
Узнав, что в их городе планируется создание сети велодорожек, команда из города Лыткарино Московской области выявила проблему: местные школы совсем не оборудованы велопарковками. При этом уже сегодня многие дети добираются на учебу на велосипедах и самокатах. Ребята уверены: комфортные велопарковки в школах помогут популяризировать занятия спортом среди детей и сэкономят время учащимся. Команда уже заручилась поддержкой школьной администрации и выбрала удобные места для парковок на школьной территории и конструкции для оборудования.
Все 10 проектов были высоко оценены экспертным жюри конкурса, в которое вошли:
- Олег Бериев, сооснователь Yummy United;
- Елена Зеленцова, заведующая кафедрой Территориального развития им. Глазычева РАНХиГС, член Правления Международной гимназии Сколково;
- Екатерина Иноземцева, генеральный директор АНО «Сколково Форум»;
- Екатерина Пустынская, Руководитель программ направления «Молодые профессионалы», АСИ;
- Ольга Цуканова, директор по PR и маркетингу Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»;
- Татьяна Степанова, директор по маркетингу торговой сети «Перекресток»;
- Виктор Мошкин, исполнительный директор Inc. Russia;
- Антон Сажин, основатель образовательной онлайн-платформы CORE;
- Анастасия Екушевская, академический директор Skysmart English;
- Мария Докшина, генеральный директор Boomstarter;
- Сергей Боград, Кофаундер рекламного агентства Stayers;
- Екатерина Морозова, директор в Открытом университете Сколково;
- Евгения Кожевникова, директор департамента по реализации развития детей и молодежи «Агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров „Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)“»;
- Антон Скибин, директор по акселерации по направлению «Электроэнергетика» Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»;
- Елена Пугачева, руководитель департамента организации мероприятий Фонда «Сколково»;
- Сергей Дутов, директор по развитию и индустриальным партнерам Кластера информационных технологий Фонда «Сколково».
Идея, собравшая больше средств, станет победителем и будет представлена командой на крупнейшей стартап-конференции в России и СНГ Startup Village 2021 в Сколково, а после воплощена в жизнь при поддержке организаторов конкурса. В октябре 2021 года в рамках московского международного форума инновационного развития Открытые инновации будут представлены результаты реализации проекта. Узнать подробную информацию о проекте и следить за ходом его реализации можно на сайте проекта.